37

СМИ Польши (по Интернету)

Система СМИ Польши кардинально отличается от российской. Это выражается буквально во всем - в Польше нет практически ничего похожего на Россию.
Современная Польша, несмотря на постоянные коррупционные скандалы, гораздо более демократичная страна, чем Россия. Здесь прессе открыты все дороги, гораздо меньше ограничений. Поэтому СМИ в Польше активно развиваются, превращаются в мощные финансовые структуры.


Периодические издания

Газеты
Польские газеты отличаются от российских очень сильно. Более того, они отличаются и от газет стран-коллег по Варшавскому договору. Скорее всего, это обусловлено традиционной близостью Польши к западу, в частности, к Германии. Близость по менталитету.
Общие черты польских газет следующие:
- они выходят толстыми тетрадками
- преобладающий формат - А3
- практически все издания (кроме самых мелких районных газет) цветные
- во всех изданиях очень много частных объявлений, которые поляки считают индикатором популярности издания
- польские газеты в основном распространяются в розницу (за очень редкими исключениями)
- польские газеты абсолютно аполитичны. Несмотря на то, что, конечно, существуют партийные издания, им совершенна чужда "пропаганда" политических идей
- в газетах вообще нет так называемого "черного пиара". Издания существуют исключительно на доходы от рекламы и продажи тиража (в соотношении 60% на 40%)
- владелец издания не влияет на редакционную политику
- если польская газета неприбыльна, она закрывается
- деятельность польских периодических изданий не контролируется ни одним ведомством. Лицензия для открытия газеты или журнала не нужна 

В плане разнообразия периодических изданий пресса в Польше с одной стороны, развита слабее, чем в России. На польском рынке есть три основные ежедневные газеты - качественные "Газета Выборча", "Речь Посполита" и таблоид "Факт", который издается холдингом Акселя Шпрингера (Германия). У этих трех изданий тиражи примерно одинаковые - они колеблются от 500 до 800 тысяч экземпляров. Для Польши эти колебания вполне нормальные - здесь все зависит от дня выхода газеты. В выходные тиражи традиционно меньше, чем в будние дни.
"Газета Выборча" лидирует среди этих трех изданий. Это издание было основано демократическими силами Польши в канун выборов 1989 года. Отсюда и название газеты - "Выборча". Главным редактором с самого начала выхода газеты стал Адам Михник, известный польский политический деятель. "Газета Выборча" в Варшаве выходит ежедневно на 80 полосах формата А3. Кроме того, каждый день к газете прилагаются небольшие журналы разной тематики. По понедельникам это женский журнал "Высокие каблуки", по вторникам - журнал о спорте, и так далее. При этом стоимость полного комплекта не превышает двух с половиной злотых - это чуть больше пятидесяти центов.
Кроме того, газета "Выборча" выходит и в регионах. Региональные отделения есть в Кракове, Гданьске и в других крупных городах. В регионах тиражи, естественно, меньше, но и там они колеблются в районе 400 тысяч экземпляров ежедневно.
Распространяется "Газета Выборча" в основном в розничной продаже. Процент подписки никогда не превышает десяти. Это обусловлено польскими традициями.
Изначально "Газета Выборча" была оплотом польской демократии. Она выходила на восьми полосах и публиковала в основном большие аналитические материалы. В чем-то старая "Выборча" была похожа на современную российскую "Новую газету".
Однако, когда политическая ситуация в Польше изменилась, в чем, кстати огромную роль сыграл Адам Михник, "Газета Выборча" сменила свой стиль. В ней стали уделять больше внимания новостям и чистой информации и меньше - политике.
Газета перестала быть органом пропаганды и стала прибыльным бизнесом. По большому счету, история газеты "Выборча" - это квинтэссенция истории польских СМИ вообще. Как только изменился политический строй, пресса в Польше перестала быть "органом" и стала бизнесом. 
Когда закончился социалистический период истории Польши, СМИ стали переориентироваться с пропаганды на бизнес. На базе "Газеты Выборча" был организован холдинг "Агора".
Сегодня холдинг "Агора" - самый успешный среди польских конкурентов. Помимо "Газеты Выборча" и ее приложений холдинг издает еще около 20 разных журналов, около 10 региональных газет (не относящихся к "Выборче"), владеет двумя общенациональными и несколькими региональными радиостанциями. Кроме того, холдинг выступает и на рекламном рынке, на котором "Агора" является крупнейшим владельцем рекламных щитов. Сейчас "Агора" планирует выкупить один из общественных телеканалов. 
Вторая после "Газеты Выборча" качественная газета на польском рынке - "Речь Посполита". "Речь Посполита" была основана после второй мировой войны как официозная газета социалистов. До 1989 года "Речь Посполита" мало чем отличалась от советской "Правды". В начале 90-х годов, у газеты наступил кризис. Понятно, что продолжать прежнюю политику было невозможно - партийная газета никому не была нужна. Но руководство газеты не соглашалось полностью сменить ориентацию.
Тогда редакционный коллектив дружно покинул старую "Речь Посполиту", и, воспользовавшись лазейками в законодательстве новой Польши, создали новую газету под тем же названием. Правда, газета все равно сохранила свою официозную направленность и консервативность. Если "Газета Выборча" - это очень мобильное, острое издание, то "Речь Посполита" более осторожна, но и более серьезна. Это ни в коем случае не означает, что "Речь Посполита" более качественна. Просто у "Речи Посполитой" и у "Выборчи" разная аудитория.
"Речь Посполита" рассчитана на бизнесменов и политиков. Поэтому она ежедневно уделяет большое место для официальных сообщений правительства, для новостей из Сейма. Эту тематику она освещает более подробно, чем "Выборча". Однако для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с властью, которая является основным источником информации для газеты, ей приходится отказываться от расследований, разоблачительных материалов и рискованных тем. 
"Речь Посполита", как и "Выборча" выходит ежедневно. Однако, площади у нее меньше. "Речь Посполита" выходит в формате А2, в зависимости от дня недели от 20 до 30 полос. 
Аудитория "Речи Посполитой" определяет и способ ее распространения. Несмотря на то, что для Польши, в принципе, нетрадиционно распространение по подписке, у "Речи Посполитой" на подписку уходит почти половина тиража. Правда, в отличие от России, подписчики - не частные лица, а исключительно организации. Практически все крупные общественные и политические структуры подписаны на "Речь Посполиту", потому что их сотрудникам необходимо получать официальную информацию, которая нигде, кроме этого издания, не публикуется. 
Несмотря на то, что по типу издания, по тиражам и по цене "Газета Выборча" и "Речь Посполита", казалось бы, являются конкурентами, сейчас конкуренции между ними нет. У каждой газеты есть своя стабильная аудитория, за которую им не нужно воевать. То же самое получается и конкуренцией в сфере рекламы - это связано с тем, что каждая реклама нацелена на определенного потребителя, а аудитория у этих газет совершенно разная. 
Зато в прошлом году на польский рынок вышло новое издание - газета "Факт", которая, несмотря на свой типично таблоидный формат, составляет серьезную конкуренциям обеим качественным газетам. 
Газета "Факт" издается немецким концерном Акселя Шпрингера. Эта таблоидная газета выходит ежедневно на 48 полосах. От других польских изданий ее отличает очень низкая цена. Она стоит всего один злотый, а это примерно в два-четыре раза дешевле, чем другие, качественные ежедневные издания. Может показаться странным, как это желтая, бульварная газета стала серьезным конкурентом для качественных изданий. Здесь все просто. У польских СМИ есть два источника прибыли. Это, во-первых, реклама, а, во-вторых, собственно продажа газеты. А рекламодатели прежде всего смотрят не на содержание или направленность газеты, а ее тираж. А у "Факта" очень большой тираж, около 800 тысяч экземпляров ежедневно, это-то и привлекло рекламодателей. 
До появления на польском рынке газеты "Факт" существовали и другие "бульварные" газеты, например, "Экспресс". Но руководству этой газеты так и не удалось превысить тираж в триста тысяч экземпляров. Именно поэтому он и не стал конкурентом качественных газет на рекламном рынке.
"Факт" - это традиционный таблоид. Его содержание - это слухи о личной жизни звезд, сплетни и скандалы. О политике "Факт" практически не пишет, только если не случится какой-нибудь "бытовой" скандал. 
"Внешний" вид газеты тоже о многом говорит - огромные, низкого качества заголовки, откровенные фотографии. Газету "Факт" в Польше все называют феноменом, потому что раньше никогда не было такого, чтобы "молодая" газета так сходу набрала такой большой тираж. Это, прежде всего, объясняется низкой ценой. Но эта дешевизна - всего лишь правильный рекламный ход ее владельцев. В Польше ни одна газета не может выйти хотя бы в ноль при цене в один злотый. Через несколько месяцев совет директоров будет вынужден повысить стоимость газеты. А в этом случае многие читатели, которые покупали это издание только из-за столь приемлемой цены, перестанут ее покупать, если она будет стоить два злотых. Так что руководство качественных газет не воспринимает газету как серьезного конкурента. Все понимают, что это - временное явление. Хотя все очень удивлены, что газета "Факт" столь быстро завоевала рекламный рынок. Со временем, когда спрос на "Факт" снизится - уменьшится и ее тираж. И тогда она уже не будет представлять для рекламодателей такого интереса.
"Факт", может быть еще и удивителен для Польши потому, что в этой стране тонкие газеты формата А3 - редкость. А "Факт" выходит всего на 20 полосах. 


Журналы
Журнальный рынок в Польше развит лучше, чем газетный. Однако он развит лучше не по тиражам, а по наименованиям. Все журналы имеют примерно одинаковые тиражи, которые редко превышают 50 тысяч экземпляров.
Примерно две трети журналов, которые издаются в Польше, принадлежат иностранным концернам. Особенно широко на польском рынке представлены немецкие концерны - "Бурда", "Бауер", концерн Акселя Шпрингера, "Бертельсман" и так далее.
Правда, иностранные концерны издают в основном развлекательные журналы. Это такие всемирно известные журналы, как Cosmopolitan, Men's Health, Burda moden, Playboy.
Собственно польских журналов очень мало. И большую их часть издает крупнейший в Польше холдинг "Агора". Он выпускает несколько разных журналов - о моде, здоровье, спорте и так далее. 
Большинство журналов "Агоры" - политические. По формату и по содержанию они больше всего напоминают российские журналы типа "Итогов", "Власти", "Денег". Это не толстые, не глянцевые журналы. Более того, если российские общественно-политические журналы печатаются на хорошей бумаге, то польские журналы в основном печатаются на газетной бумаге. Обложка и первая страница - глянцевые, а остальное - в газетном формате. Это обусловлено дороговизной печати в Польше.
Получается, что если газеты в основном выходят на высококачественной газетной бумаге и печатаются в цвете, то журналы в Польше выглядят не столь презентабельно.
В принципе, журнальный рынок Польши мало чем отличается от российского. Те же форматы, те же темы, та же реклама, те же цены. Более того, в отличие от газет, в польских журналах, как и в российских, развита скрытая реклама. Особенно это видно в потребительских журналах - о моде, об автомобилях. Зато заказных политических статей в журналах нет, так же, как и в газетах.
Электронные СМИ

Радио
В Польше работает очень большое количество радиостанций. Так же, как и в России, существуют разные направления их политики вещания. Есть чисто информационные радиостанции, есть музыкальные, развлекательные. Очень сильно развита сеть местных радиостанций.
В отличие от газет, на открытие радиостанции необходима лицензия. Правда, это тоже будет не лицензия собственно на открытие, а лицензия на частоту. Эти лицензии распределяются в конкурсном порядке. 

Телевидение 
В прошлом, так же как и в Советском Союзе, и радио и телевидение в Польше полностью принадлежали и контролировались государством. Но в 1989 году был принят закон "О телерадиовещании". Этот закон юридически закрепил право каждого получать лицензию для частной компании. И тогда же сформировались общественные СМИ. Зависимые раньше от правительства СМИ были преобразованы в общественные.
Общественные телеканалы принадлежат, как говорят сами поляки, всем. Потому что каждый должен платить абонентскую плату. Существует даже такая практика: в магазине техники вам не продадут телевизор, пока вы его не зарегистрируете и не согласитесь платить абонентскую плату. 
Общественные телеканалы не принадлежат государству и не получают от него никаких дотаций или денежных "поощрений". Всеми финансами, которые поступают за счет рекламы и абонентской платы, занимается совет директоров самого телеканала. И никого не волнует, получают ли они достаточно денег или нет. 
Фактическим хозяином общественных телекомпаний является государственное казначейство. Но оно не может пользоваться прибылью телеканала или радио. Все доходы предназначаются на ее функционирование, на ее программу.
В Польше не так уж много телеканалов. Около семи-восьми общенациональных и тридцати-сорока региональных.
Частные телеканалы принадлежат, как правило, большим холдингам. Главная их особенность - это то, что канал, прибыль которого выходит в ноль, считается успешным. И только после четырех лет (это в лучшем случае) канал начинает приносить какую-то прибыль. Для частных телеканалов это - самое важное. Для них, канал, прежде всего, - бизнес.
В 2001 году в Польше появился новый коммерческий телеканал - TVN-24. Это - единственный новостной польский канал, который вещает 24 часа в сутки. Владельцы этого телеканала, что таким образом они подарили своим зрителям право выбора, во сколько смотреть новости. Если раньше зрителю приходилось "ждать" новостей, то теперь они доступны в любое время. 
Еще до открытия, владельцы TVN-24 сотрудничали с CNN. Они даже думали создать новостной телеканал вместе. Но подписать контракт так и не удалось. Зато удалось перенять опыт у более опытных коллег. Вся студия TVN-24 находится в небольшом здании и занимает всего два этажа. В небольшой студии (не более пятидесяти квадратных метров) умещаются все - и ведущий, и корреспонденты, и техники. Штат сотрудников минимален. В студии даже нет оператора. Ведущий сам себе оператор. На полу встроена специальная педаль, ведущий незаметно для зрителя, сам включает камеру в нужный момент.
TVN-24 существует уже третий год. И только сейчас он стал финансово независимым. До этого владельцам приходилось "доплачивать" каналу. А теперь он полностью самоокупаем. 
Для того, чтобы открыть телеканал, необходимо получить лицензию на вещание на определенной частоте. Лицензии выдает Национальный совет по телерадиовещанию. Как только появляется "свободная" частота. Национальный совет публикует объявление о начале конкурса. Частные компании подают свои заявки на рассмотрение. Их изучают все члены совета и выбирают лучшую заявку. При этом, ни один член совета не может просто сказать: эта заявка мне нравится, а эта нет. Каждый должен аргументировать свой выбор. 
Если кто-то не согласен с решением совета, он может подать апелляцию в суд. В этом случае, назначается повторное рассмотрение. И бывали такие случаи, когда Национальный совет пересматривал свое решение и отдавал частоту "недовольному". Решения Национального совета должны быть максимально объективными. Членов совета абсолютно не интересует содержательная сторона программ, которые собирается выпускать претендент. Главное - доказать, что именно твой телеканал будет самым успешным в области бизнеса. Ведь чем рентабельнее канал, тем лучше и для государства. Не будет банкротства, а значит - не будет никаких неприятных сюрпризов с налогами.
